ТРЕККАНИ Эрнесто - ТРЕККА́НИ (Treccani) Эрнесто (1920, Милан - 1974, там же), итальянский живописец, представитель неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ).
Окончил миланский Политехнический институт, получив диплом инженера, но увлекся искусством. В 1938 основал журнал «Вита джованиле» («Жизнь молодежи»), который позднее стал называться «Корренте делла вита джованиле». В конце 1930-х при журнале была создана художественная группировка «Корренте (Э. Треккани, Р. Биролли, Р. Гуттузо (см. ГУТТУЗО Ренато), А. Сассу, Дж. Миньеко, Дж. Манцу (см. МАНЦУ Джакомо) и др.). После вступления Италии в войну в 1940 журнал был ликвидирован. Треккани принимал активное участие в подпольной борьбе. Как реквием павшим в борьбе с рухнувшей фашистской диктатурой прозвучало раннее полотно «Расстрел» (1942-43), получившее большой общественный резонанс. Лицо рабочего перед нацеленными на него дулами пушек потрясало правдивостью рассказа о современности, образностью художественного языка. О мире простых вещей, окружающих человека, повествовало полотно «Рукомойник» (1940), показанное на выставке мастеров «Корренте» в 1940. Искренние раздумья молодого художника, твердо избравшего свой путь в искусстве, выразил и «Автопортрет» (1943). «Корренте» стало началом возрождения живописи в Италии, школой для художественной молодежи.
В послевоенный период начался поиск нового изобразительного языка, способного выразить идеалы нового искусства, в котором звучала ответственность его создателей за жизнь своего народа. В 1946 Треккани становится членом группировки «Новый фронт искусств». Полотна Треккани «Митинг после освобождения» (1949), «Мир идет вперед с песней» (1951), «Арлекинада у Порта» (1953) выразили настроение художника-антифашиста после войны, надежду на создание живописи (как назовет ее сам художник), «с которой водружают знамена».
В 1950-е в искусство Треккани входит тема борьбы народа отсталого аграрного юга Италии за свои права. В полотнах «Возвращение во Фрагала» (1949); «Земля Мелиссы» (1955), «Долгая дорога» (1957), как и многие другие мастера неореализма, он обращается к этой актуальной для современной Италии теме. Полотно «Возвращение во Фрагала» повествовало о событии в калабрайском селении, где произошел ресстрел безоружных крестьян, решившихся обрабатывать пустующие земли хозяина. Лаконичный, напоминающий кадр документальной хроники, язык живописи Треккани придает образам значительность.
В 1960-х гг. тематика его произведений обогащается: он пишет пейзажи рабочих городских окраин, марины, натюрморты. В полотнах этих лет всегда сильно лирическое начало в восприятии сельской природы или урбанистического пейзажа. Большую свободу и живописность обретает его манера работы экспрессивным мазком, звучными тонами красок. В полотнах «Старик и холмы» (1965), «Прекрасный сад» (1972), «Морской пейзаж» (1970), «Дерево в цвету» (1973), «Ионическое море» (1974) программно выражено стремление к красоте, желание изображать все ее проявления в противовес злу и насилию, существующим в мире. Созданная в 1969-1974 серия портретов крестьян Калабрии («Старик из Вальяно», 1970), - стала поэтическим возвратом в прошлое, рассказом о годах юности. Единство природы и человека - лейтмотив творчества Э. Треккани в 1960-1970 гг. В серии картин «Чайки в полете» (1974), изображениях цветов («Бутон розы», 1970; «Ласточки и цветы», 1973; «Полет ласточек», 1974) художник стремится показать гармонию и красоту природы, ее облагораживающее воздействие на мир человеческих чувств.
Треккани - художник разностороннего дарования: его привлекает не только живопись, но и работа в скульптуре, в технике мозаики, изготовление произведений из керамики. Тема знаменитых «Подсолнухов» Ван Гога увлекала его в живописи в 1960-е гг. («Большой подсолнух», 1968) и в керамике, позволяя показать огромные пластические возможности цвета, которые он ценил в творчестве Ван Гога, экспрессию лепки объемов. Его всегда увлекала не холодная демонстрация приемов определенной техники, а выявление с помощью средств того или иного вида искусства поэтической одухотворенности образов природы и человека, их нерасторжимой поэзии. Это прекрасно выразили его работы в бронзе («Портрет матери в саду», 1970) и в мозаике («Нарцисс», 1970-е).
Свой взгляд на мир, искусство, творчество Э. Треккани выразил в книге «Искусство для любви» (1973).